Воскресенье, 04.06.2023, 05:55
Спектакль "Вера, Надежда, Любовь"
Оформление сцены В глубине сцены посередине на высокой подставке стоит большая икона Сев. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии; перед иконой стоит зажженная лампада. Справа (относительно актеров) - декорация, изображающая дом (изнутри) с нарисованной печью. Стоит скамейка, изображающая кровать. Слева (относительно актеров) - декорация, изображающая колодец или завалинку (место, где могут собираться крестьянские жители). Реквизит: веник, спицы и пряжа для вязания, 4 деревянные миски, 4 ложки, свиток, воздушный шарик, 3 ведра. Действие первое. На сцену выходит мама с веником. Мама на сцене ближе к правой кулисе подметает пол. Поднимает голову, зовет в сторону левой кулисы: Девочки! Идите домой! Вера, Надя, Люба! Из левой кулисы выбегают три современно одетые девочки, разного роста (возраста), оживленно переговариваясь. Подбегают к маме, целуют. Мама: Нагулялись? Уже поздно, пора спать. Люба: Мамочка, мы еще не хотим спать. Надя: Лучше расскажи нам что-нибудь интересное. Вера: Ты так интересно рассказываешь! Мама: Ну, хорошо Мама отходит с девочками вглубь сцены, садится на скамейку, девочки вокруг нее. Мама: Только, что же вам рассказать? Люба: Сказку! Надя: О том, как раньше люди жили! Вера (задумчиво): Мама, а расскажи нам, почему ты нас так назвала? Вот есть обычные имена: Маша, Катя, Лиза - они ничего не обозначают; а наши имена обозначают три слова - Вера, Надежда, Любовь - их часто употребляют рядом, но не всегда понятно, что они значат. Мама: Это не простые слова. Может быть, это самые главные слова в жизни человека. Они способны творить чудеса. Их смысл так глубок, что мне трудно объяснить его вам, лучше я расскажу вам одну историю, из которой вы сами поймете, какие прекрасные у вас имена. (поворачиваясь к Наде) Эта история произошла очень давно, (поворачиваясь к Любе) Многие считают ее сказкой, но старые люди говорят, что все так и было на самом деле. Играет музыка. На сцену выходит Маланья и садится на скамейку (кровать). Действие второе. Акт первый. Маланья: Ох, тяжко мне. От болезни да от работы отнялись мои руки, онемели. Ни себе на хлеб заработать, ни людям помочь, придется, видно, пойти по миру просить подаянья; есть, что Бог пошлет да что люди добрые из жалости подадут. Входит соседка. Соседка: Здравствуй, Маланья. Все сидишь? Маланья: Здравствуй, Лукерья. Сижу. Работать-то ничего не могу, руки совсем не слушаются. Соседка: Дак я давно тебе говорю, пошла бы к Ефиму-знахарю. Он руками поводит, пошепчет что-то по-своему, на воду поплюет да тебе выпить даст, вся болезнь и уйдет от тебя с его заговором. Дюже сильный знахарь. Маланья: Что ты, что ты! Знахарям да колдунам верить - грех. И сила их не от Бога, а от бесов. А Ефим водку пьет да дебоширит, как же он может исцелять людей? Я лучше Богу помолюсь. Да будет на все Его Святая воля. Соседка: Странная ты какая-то. У нас все бабы и в церковь ходят, а как заболеют - к Ефиму идут, и ничего. Не пойдешь? Ну, оставайся, как знаешь. Соседка уходит. Маланья: Утомилась я что-то, в сон клонит. Смотрит на икону: Помилуй мя, Господи, и благослови на сон грядущий. Смотрит на свои руки: Ох, даже перекреститься не могу. Ложится на лавку, закрывает глаза. Под тихую музыку из левой кулисы появляется ангел. Подходит к Метанье, трогает ее за плечо. Маланья: Кто ты, светлый отрок? Ангел: Я послан к тебе от Бога спросить: веруешь ли, что Бог может исцелить твой недуг? Маланья: Верю. Ангел: Веруй и завтра проснешься здоровой. Играет тихая музыка, Ангел уходит в левую кулису, Маланья снова ложится и закрывает глаза. Музыка перестает играть, Маланья открывает глаза, садится, оглядывается, крестится на икону и тут изумленно и радостно начинает смотреть на свои руки, шевелит ими. Маланья: Я здорова! Господь исцелил меня. Снова крестится на икону: Слава Тебе, Господи! Побегу на деревню, пусть люди порадуются со мной и прославят Бога. Бежит к левой кулисе: Люди! Люди! Господь исцелил меня! Мои руки снова могут работать! Убегает в левую кулису. В это время из правой кулисы выходят Вера, Надя, Люба и мама и садятся на скамейку. Смотрят вслед Маланье. Вера: Мама, ангел вылечил Маланью, потому что она верила? Мама: Да, дети, вера способна вернуть человеку не только здоровье, но и жизнь. А теперь я расскажу вам, как утешительна для человека надежда. Играет музыка. Вера, Надя, Люба и мама уходят в левую кулису. Акт второй. Из левой кулисы выходят мужики, а также Ерашка с Живулечкой (посередине). Становятся около колодца (завалинки). Музыка замолкает. 1-ый мужик: Тут, братцы, такое дело: были мы давеча на охоте да подобрали этих двух слепых сироток. Разбойники родителей их убили, а деток ослепили, чтобы, значит, найти их, извергов, никогда не смогли. Нельзя их бросить, надо пристроить как-то. 2-й мужик: Как зовут-то вас? Ерашка: Меня - Ерашка, а его вон Живулечкой кличут. 3-й мужик: Кто же их, однако, возьмет? 1-ый мужик: Я бы взял, коли их ремеслу можно было б научить, а слепых чему научишь? Так их и кормить всю жизнь? 2-й мужик: Ни землю обрабатывать, ни на охоту ходить не смогут. Кому ж такие нужны? 3-й мужик: Да, пользы от них не дождешься, это точно. Подходит Маланья. Маланья: Здравствуйте, мужички. Чьи это детки с вами? 1-ый мужик: Сиротки. Ерашка и Живулечка. Родителей разбойники зарезали, а их ослепили. Мы их на охоте нашли, вот решаем, кто их приютит. Да никто не берется, потому что какая польза от слепых? Маланья: Это вы правду, добрые мужички, говорите, слепой ничего не обработает, а пить-есть надобно: давайте их мне. Случается, что мне одной есть нечего - тогда нам втроем веселей терпеть будет. Мужики снисходительно улыбаются. Маланья берет Ерашку с Живулечкой за руки. 2-й мужик: Беззаботная ты, Маланья. 3-й мужик: С голодухи ведь помрете. Маланья: Ничего, проживем; часом с квасом, а порою и с водою. Бабам богатым пряжу прясть стану - на мучицу, на соль заработаю. Хворосту в лесу можно набрать, печку истоплю и хлеба напеку, сама поем и Ерашку с Живулечкой накормлю. Маланья уходит с детьми в правую кулису. 1-ый мужик: Вот глупая баба! 2-й мужик: Пользы своей совсем не разбирает! Мужики, посмеиваясь, уходят в левую кулису. Играет музыка. Музыка замолкает. Из левой кулисы выходят Лукерья и две других бабы с ведрами. Останавливаются у колодца. Из правой кулисы выходит Маланья с ведрами. 1-я баба: Как ты, Маланья, с ребятишками управляешься? Маланья: А все хорошо, слава Богу! 2-я баба: Чем же хорошо? Ведь они у тебя бессчастные! Маланья: А тем, бабоньки, и хорошо, что они бессчастные, что на их долю немного нужно. Если бы они были посчастливее да позадачливее, — мне бы не послужить ими Господу Богу, а как они плохие да бездомные, то что я им не доспею - все это для них лучше того, как если бы я их не приняла да об них не подумала. Лукерья: А ты еще вперед-то подумала ли: что с ними будет? Маланья: Нет, я об этом не думала. 1-я баба: Да как же так можно? Надо всегда наперед думать. Маланья: Что пользы думать о том, чего знать невозможно, даст Бог день - даст и пищу на день, а ночью нам всем есть покой на печечке. 2-я баба: Ты, может, на помощь на чью надеешься? Дак это ты зря, люди сейчас расчетливые, всяк свою выгоду разумеет, никто просто так помогать не станет. Маланья: Нет, бабоньки, я только на Бога надеюсь. В это время из левой кулисы появляется Ангел, останавливается в глубине сцены и в сторону Маланьи громко произносит: Ангел: Возверзи на Господа печаль твою и той тя препитает! Маланья: Слышите: Ангел говорит: возложи на Господа печаль твою, и Он даст тебе пропитание. 1-я баба: Блаженная ты какая-то, Маланья, все тебе ангелы мерещатся. Может, Бог и сжалится над тобою, пошлет смерть сиротам на твое счастье. Маланья: Что вы, что вы! Зачем смерть звать: я ее к себе на порог не хочу - пусть она за дверьми присохнет. 2-я баба: Ну, Маланья. Какая же ты удалая да смешная: непонятно на что надеешься да еще смерть у порога засушить хочешь. С этими словами расходятся: Маланья — в правую кулису; бабы - в левую. На сцену выходят Вера, Надя, Люба и мама. Надя: Мамочка, а что же дальше стало с Ерашкой, Живулечкой и Маланьей? Мама: Жили и дальше с Божьей помощью в любви и надежде на Бога. И Господь не оставлял их, как не оставляет никого, кто имеет надежду. А через некоторое время произошло с Маланьей еще одно чудесное событие. Играет музыка. Мама и девочки уходят за кулисы. Акт третий. На сцену выходят из правой кулисы Маланья и Ерошка с Живулечкой, садятся на скамейку.Маланья вяжет. Из левой кулисы выходят бабы, останавливаются около колодца. Музыка смолкает. Из левой кулисы выходит странник, хромая и опираясь на две клюки. Странник: Бабоньки, кто у вас тут есть на селе жив человек, что пускает к себе неимущего путника? 1-я баба: А ты чей человек и как тебя звать по имени и по отчеству? Странник: Странник я света Божьего, и имя мне Живая Душа на костыльках; приустал в пути да уснуть хочу. 2-я баба: Мы не знаем тебя и пустить к себе без мужиков не смеем, а мужики у нас строгие да грозные - придут, заругают нас. Странник: Что же, вы, видно, своих мужиков больше Бога боитесь. Бог-то, ведь, велел принять и покормить неимущего. Лукерья: И то правда твоя, странничек: Божье слово помним, а человеческого боимся. А вон и мужики наши идут. Выходят мужики из левой кулисы, бабы уходят. 1-ый мужик: Ты кто таков будешь? Странник: Я странник света Божьего, приустал в пути, отдохнуть хочу. 2-й мужик: Кто тебя знает, может быть ты слабым прикинулся, а сам разузнать хочешь, где у нас дорогое добро лежит, да ворам открыть. 3-й мужик: А может быть, у тебя на теле прыщи да вереды, а у нас избы чистые. 1-й мужик: Иди-ка ты по тропинке в гору, там есть бедная избушка - в ней живет Маланья – она всех пущает и тебя пустит. Странник: Спасибо вам, добрые хозяева. Странник медленно, хромая, идет к Маланье. Маланья выходит к нему навстречу. Маланья: Иди к нам, дедко, я наварила горшок каши, будешь с нами ужинать. Странник: И то, к вам иду, другие-то не пускают. Маланья: Садись, дедушко, со ребятками ешь, а я постою. Странник садится на лавку вместе с детьми, Маланья раздает им миски и ложки, все едят, Маланья ест стоя. Странник: Спасибо тебе, что не спросила, откуда я и как меня звать по имени, а посадила хлеба есть. Я теперь пойду в лес - у тебя тесно - всем нам лечь негде. Маланья: Что ты, что ты! Живая Душа Божия! В лесу медведи и волки ходят - разве я тебя ночью туда выпущу! Здесь нам всем место будет. Вот Ерашка на печку, а Живулька за печку, а ты тут протянись, где простор опростается, а мне мое место найдется. Странник: Ну, будь по-твоему. Странник ложится на лавку, Ерашка с Живулечкой уходят за сцену. Маланья стоя вяжет. Играет музыка. Музыка перестает играть, Странник садится, потягивается, обращается к Маланъе: Странник: А ведь это ты, тетка, должно быть и не ложилась. Маланья:Да мне, Живая Душа, и не хотелося. Странник: Ну-ну-ну! Водил, водил меня Господь долго по свету; думал я, что позабыл Он меня и покинул, а Он привел меня в отрадное место и сподобил узреть любовь чистую. Скажи теперь мне за то в одно слово: что у тебя есть в желании - я тебе то у Бога выпрошу. Маланья: Чего мне не достает? Я и так всегда радостна, а желаю только, чтобы смерть моего порога не переступала. Странник: Что ж, так и будет. Странник кланяется Маланъе, крестится на икону и уходит. Маланья садится на скамейку. Из левой кулисы выходит ангел. Ангел: Прошло тридцать лет, и наступил в том краю голод. И те, у которых еще что-то оставалось, теснили и угнетали обедневших без милости; и как были люди жестоки, то стали еще жесточе того. И сами измучились, и стали звать смерть; и пришла за ними смерть и забрала многих, и никого не осталось в деревне, кроме Маланьи да Ерашки с Живулечкой. Звучит колокольный звон. Из правой кулисы появляется Смерть, которая ведет за собой всех мужиков и баб. Все проходят через сцену в левую кулису. Колокольный звон смолкает. Ангел: Прошло еще сто лет, умерли и Ерашка с Живулечкой, дожив до глубокой старости. Только Маланья осталась жить в этой деревне, но так как давно никто не окликал ее по имени, то она позабыла, как ее зовут. Обошла смерть вест свет и явилась к ней. Ангел уходит в левую кулису, появляется Смерть со свитком в руке. Смерть: Как тебя звать? Маланья: Не знаю, не могу вспомнить, верно, мое имя переменилося. Смерть: Как имя этой женщине? Из левой кулисы выходит Ангел и бросает Смерти воздушный шарик, на котором написано: ЛЮБОВЬ. Смерть берет шарик, читает вслух: Смерть: Лю-бовь. Смотрит в свой свиток. Нет, ты не моя, нет твоего имени в моем приказе: любовь не умирает: ты доживешь до тех пор, когда правда и милосердие встретятся, и волк ляжет с ягненком и не обидит его. Играет музыка. Смерть, Маланья и Ангел уходят со сцены. На сцену выходят Вера, Надя, Люба и Мама. Мама: Вот, дети, какие чудеса могут творить эти три добродетели, особенно любовь. В давние времена одна благочестивая христианка назвала своих дочерей Вера, Надежда, Любовь, как и я вас. И они с честию носили свои имена, и претерпели мучения за Веру во Христа, которые они перенесли с надеждой и любовью к Богу и друг к другу. Но о них я расскажу вам позже, а теперь пора спать. Уходят. Действие третье. На сцене появляется Ангел. Ангел: Тс-с, дети спят. Я покажу им чудесный сон об их небесных покровительницах. Святых мученицах Вере, Надежде, Любви и матери их Софии. Я покажу его и вам, только тихо, не разбудите детей. Играет музыка, Ангел тихо уходит. На сцену выходят Вера Надежда, Любовь и Софья Вера. Надя, Люба и Мама), переодетые, девочки — с распущенными волосами, становятся, как Св. Вера, Надежда, Любовь и София на иконе. Музыка смолкает. София: Во втором веке от Рождества Христова в Италии жила благочестивая христианка София с тремя дочерьми: Верой, Надеждой и Любовью. Они не скрывали своей христианской веры и наместник Антиох донес на них императору Адриану, который был язычником, как и большинство римлян. Вера: Когда Вере было 12, Надежда: Надежде - 10, Любовь: А Любови - 9 лет, Вера: Адриан вызвал их в Рим. Сестры и их мать знали, что они идут на страдания, но молились Богу и полагались во всем на Его святую волю. Надежда: Когда они пришли к императору, он стал убеждать их принести жертву языческой богине Артемиде, но сестры остались верны Христу и отказались это сделать. Любовь: Адриан подверг их жестоким мучениям и в конце концов обезглавил. Трех маленьких девочек, которым их вера, надежда и любовь даровали стойкость и мужество воинов. Из двух кулис выходят все участники спектакля, поют величание Св. Вере, Надежде, Любви и Софии, глядя на икону. Вера, Надя, Люба и Мама подходят к краю сцены. Мама: Кончился сон, заканчивается наш спектакль, продолжается жизнь. Какими мы будем в ней, кому будем подражать? От этого зависит не только наша жизнь, но и жизнь окружающего мира. Вера: Ныне мы чтим, как и прежде Надя: Сини осенние дали Люба: Годы промчались, и все же Мама: Будем добрей понемногу Играет музыка, все участники спектакля выходят на поклон.
|
Меню сайтаСтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |